25 января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования».


Церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который обратился к собравшимся со вступительным словом. На открытии Чтений присутствовали архиереи Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций.


В рамках церемонии открытия XVIII Рождественских чтений состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе.

На XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступил с докладом «Состояние духовно-нравственного воспитания в системе образования Московской области»:

Ваше Святейшество!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Международные Рождественские чтения — это, пожалуй, самый представительный форум в нашей стране, где с точки зрения Православия обсуждаются проблемы образования и воспитания. Поэтому я очень рад возможности поделиться сегодня с участниками чтений опытом просветительской деятельности Московской епархии в последние годы.

На протяжении почти всего ХХ века наша Церковь была лишена возможности осуществлять многие традиционные для нее формы общественного служения. Когда же в жизни общества произошли перемены, мы все оказались несколько неподготовленными к той свободе деятельности, перед лицом которой оказались. Каждый из нас в своей епархии стремился прежде всего развернуть реставрацию возвращенных поруганных святынь и строительство новых храмов. И оказалось, что это гораздо быстрее можно было сделать, чем вернуть народу веру и возродить благочестие. В этой связи можно вспомнить сорокалетнее странствование в пустыне иудеев, ведомых пророком Моисеем, в ожидании, что народ за это время изживет психологию рабства.

Поскольку проблемы современной просветительской деятельности Церкви интересны всем, хочу поделиться с вами опытом Московской епархии. Сразу оговорюсь, что, если бы мы в своей работе ограничивались лишь возможностями духовенства и не опирались на благожелательную поддержку властей, педагогической и родительской общественности, нам многого бы не удалось достичь.
Наше намерение распространять знания о Православии встретили поддержку со стороны губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и регионального министра образования члена-корреспондента Российской Академии образования Лидии Николаевны Антоновой.

В ноябре 2001 года был подписан Договор о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством образования Московской области. Затем постепенно во всех муниципальных образованиях Московской области были заключены соответствующие соглашения о взаимодействии с местными благочиниями. Таким образом, церковно-школьное взаимодействие было официально оформлено на всех уровнях и приобрело своего рода юридическую базу.

С 2002 года функционирует Координационный совет по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией. Священнослужители и педагоги совместно рассматривают учебные программы и учебно-методические комплекты по предметам духовно-нравственного содержания и выносят свои рекомендации относительно их использования. Совет также дает свои предложения о содержании и формах различных совместных мероприятий, осуществляемых министерством и епархией.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Московской области изучаются такие предметы как «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы Православной культуры» и ряд иных курсов духовно-нравственного содержания. Их изучают почти 60 тысяч учащихся всех возрастных категорий в примерно 900 школах Московской области. Знания о духовно-нравственной культуре преподаются либо как обязательная дисциплина, либо факультативно, а также как кружковые занятия и курсы по выбору.

Кроме того знания о Православии преподаются еще в примерно 60 учреждениях дополнительного образования и охватывают более 7 тысяч воспитанников.

В области действуют летние оздоровительные центры для ознакомления детей с культурой Православия. Они проводятся совместно светскими властями и нашими благочиниями.
Обучение осуществляется по таким учебным пособиям:
— «Духовное краеведение Подмосковья», автор — доктор педагогических наук, профессор Л.Л. Шевченко, руководитель Духовно-просветительского культурного Центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия при Московском государственном областном униврситете;
— «Православная культура» (Духовно-нравственная культура). Учебно-методический комплекс для первого-восьмого годов обучения в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, воскресных школах (всего 28 пособий), автор также Л.Л. Шевченко;
— по учебникам «Основы Православной культуры» А.В. Бородиной;
— по учебно-методическому комплекту «Основы Православной культуры» О.Л. Янушкявичене и протоиерея Виктора Дорофеева и ряду других.

Пособие «Духовное краеведение Подмосковья», предназначенное для использования в старших классах, в 2007 году выпущено Министерством образования 62-тысячным тиражом. Класс-комплекты получили все школы области.

Были признаны адаптированными к уровню начальной школы также и учебно-методические комплекты Л. Л. Шевченко «Православная культура», как наиболее обеспеченные методической базой и уже использующиеся к настоящему времени в школах 55 регионов Российской Федерации.

Темой для Подмосковных Рождественских чтений нынешнего 2010 года, который объявлен Годом учителя, мы избрали слова великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова — «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
Из моего рассказа можно понять, что сегодня развитие просветительской деятельности Церкви проходит в совершенно новых условиях. И здесь неприменимыми оказываются те формы и методы, которые использовались в дореволюционное время. Мы имеем дело с иной социо-культурной средой и особенным историческим наследием трагического ХХ века. Требуется творческий подход. И каждый действует в соответствии с конкретными обстоятельствами и возможностями, а они в разных частях России, конечно, разнятся. Надеюсь, что опыт, которым я поделился с вами, может быть интересен для трудов на благо нашего народа и возлюбленного Отечества.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в Московской области удалось сформировать эффективную систему церковно-школьного взаимодействия, открывающую широкие возможности для многообразной реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и приобщения его к великому и вечно живому наследию Православия.

Работа XVIII Международных Рождественских образовательных чтений продолжится до 29 января.



Обратная связь