28 января в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла вторая конференция «Прославление и почитание святых». Открыл ее вступительным словом Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Современное поколение православных христиан призвано глубоко осмыслить жизнь наших святых предшественников, в особенности новомучеников и исповедников Российских. Большая просветительская польза встреч, подобных нашей, заключается в том, что позволяет слушателям получить квалифицированный ответ на вопросы, связанные с изучением подвига святых.


Русская Православная Церковь имеет давнюю традицию канонизации. Будучи прервана в период гонений, она была возрождена в связи с подготовкой празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. В апреле 1989 года впервые в истории нашей Церкви при Святейшем Патриархе и Священном Синоде была создана постоянно действующая Комиссия по канонизации святых, трудами которой за минувшее время были подготовлены и состоялись многие канонизации отечественных подвижников веры и благочестия.

Совершенно особенным духовным явлением в жизни не только Русской Церкви, но и всего православного мира, стал подвиг веры мучеников и исповедников Российских ХХ века. После девяти веков своей истории наша Церковь прошла период мученичества по силе, продолжительности, массовости и жесткости гонений, не имеющий аналогов в прошлом. Причисление к лику святых в 1989 году святителя Патриарха Всероссийского Тихона, фактически открыло процесс канонизации российских страдальцев за веру в минувшем столетии. Поместный Собор 1990 года поручил Комиссии «иметь особое попечение о подготовке материалов к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений». Свою работу в этой области Комиссия начала с осмысления многовекового опыта и практики церковного прославления мучеников. В марте 1991 года Святейший Патриарх и Священный Синод одобрили историческое исследование Комиссии по канонизации святых «Об отношении Церкви к подвигу мученичества» и предложение Комиссии о возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором Православной Российской Церкви 18 апреля 1918 года. Священный Синод поручил «епархиальным Преосвященным собирать сведения о житии, служении и мученических подвигах в пределах их епархий Преосвященных архипастырей, священнослужителей и мирян, мученически за Христа и в правой вере скончавшихся» . Для этой цели Архиерейским Собором в 1992 году определено: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия, в пределах каждой епархии» .

Новым этапом в изучении подвига новомучеников явилась выработка и соборное принятие «Историко-канонических критериев в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями ХХ века». Эти критерии, одобренные Архиерейским Собором 1997 года, легли в основу работы Синодальной и епархиальных комиссий по канонизации святых.

Архиерейский Юбилейный Собор прославил для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Такое прославление предполагает церковное почитание всего сонма за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименованных и доселе неизвестных. Кроме того, был прославлен ряд почитаемых в Русской Православной Церкви подвижников веры и благочестия и царская семья.В результате на сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века поименно прославлено 1770 человек.

Почитание новомучеников и исповедников Российских стало яркой чертой возрождающейся церковной жизни. Теперь практически каждый день в году наряду с древними мучениками совершается память того или иного новомученика. Издаются их жития, печатаются творения, в их память строятся храмы, их именем называют православные братства и гимназии. Память о новомучениках должна бережно храниться в тех местах, где протекала их жизнь, где совершен ими подвиг ради Христа. Новое поколение христиан, которое не застало гонений, должно воспитываться в почитании тех, кто ради веры и из любви ко Христу претерпел тяжелейшие скорби и лишения. В подражании такой самоотверженности надлежит воспитывать и будущих пастырей.

Ныне Святая Церковь направляет свои усилия к тому, чтобы помочь людям преодолеть последствия разрушения духовно-нравственных основ общества. Своими призывами хранить и проповедовать веру новомученики Российские, по примеру первоверховного апостола Павла, поучают нас не ослабевать в своих трудах на благо Церкви Христовой: Вы же, братия, не унывайте, делая добро (2 Фес. 3:13). Именно Церкви наш народ обязан тем великим, что имеет. И только в живой связи со своей Церковью обретает он надежду на будущее.

Хочу закончить свое вступительное слово мыслями священномученика Владимира Киевского (+ 1918): «Всё, что сделано в нашем народе самого лучшего, высокого и полезного, есть результат союза его духа с Церковью Христовою. Должны знать все мы, что никакая слава и величие нашего народа, никакая высота его духа и его мощи, никакая гордость его культуры не помогут ему, но умрут как пустоцветы и не принесут никакого плода, если он не будет питаться из того источника, который Христос Господь открыл нравственно разложившемуся и умершему миру… Как бы ни было по временам тяжело и скорбно для души нашей смотреть на развивающийся дух безцерковья, будем, братия, с надеждою поднимать взор свой к Тому, Который восседает на высоком престоле мира и мощною рукою управляет обоими — и миром, и Церковью, направляя их к тому, чтобы тот и другая служили друг другу. В такой надежде и уверенности, с радостью и бодро будем продолжать свою миссию в нашем народе, каждый на своем месте, так чтобы нам не на словах только, но и на деле показывать, что мы имеем Господом Того, Которому Бог все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:22–23)».

Обратная связь