Московская патриархия. Управление делами.
от 13 мая 2015 г. №01/2565
В связи с поступающими запросами о порядке представления в органы Фонда социального страхования в рамках формы-4 ФСС сведений о проведении специальной оценки условий труда, сообщаю следующее.
1. В соответствии со ст.ст. 15 и 209 Трудового кодекса РФ в отношении лиц, не являющихся работниками, специальная оценка рабочих мест не должна проводиться.
Согласно ст. 342 ТК РФ, работником религиозной организации является лицо, заключившее письменный трудовой договор с религиозной организацией. Поэтому работниками религиозных организаций не являются:
- священнослужители (архиереи, священники и диаконы) (п. 4 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях»);
- церковнослужители, непосредственно участвующие в совершении богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний (иподиаконы, алтарники, пономари, чтецы, регенты, сборщики пожертвований - работники свечного ящика, певчие, свечницы и т.д.), а также лица, исполняющие канонические должности (епархиальный архиерей, викарный архиерей, настоятель, наместник, ктитор, ключарь, эконом, благочинный, ризничий и т.д.);
- монашествующие;
- лица, не имеющие трудового договора с религиозной организацией;
-добровольцы (волонтеры);
-лица, задействованные в религиозной организации по возмездным гражданско-правовым договорам.
Специальная оценка условий труда также не проводится в отношении:
- лиц, по условиям работы не имеющих стационарных рабочих мест в религиозной организации (распространители религиозной литературы и предметов религиозного назначения; дистанционные работники религиозной организации; преподаватели воскресной школы, расположенной в зданиях (помещениях), предоставленных религиозной организации для обучения религии и религиозного воспитания своих последователей) - п.п. 1-3 ст. 3, ст.ст. 8, 10 и 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
- работников церковных лавок, поскольку деятельность церковных лавок не признается торговлей и не подлежит контролю со стороны органов государства как распространение религиозных убеждений (входит в понятие «вероисповедание», п. 1 ст. 3 , абз. 2 п. 5 ст. 4, п. 2 ст. 4, ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
2. В отношении лиц, являющихся работниками религиозных организаций (заключивших с религиозной организацией трудовой договор), специальная оценка рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года (см. разъяснение Министерства труда и социального развития России № 15-1/10/В-9106 от 29.12.2014, прилагаемое к настоящему циркулярному письму).
Конкретные сроки промежуточных этапов проведения специальной оценки условий труда действующим законодательством не установлены.
3. Сведения о результатах специальной оценки условий труда не следует указывать в стандартной форме статистической отчетности (форма-4 ФСС). Поэтому требования органов Фонда социального страхования о проведении такой оценки с целью внесения соответствующих данных в указанную форму не соответствуют законодательству РФ (см. упомянутое разъяснение Министерства труда и социального развития России).