5 лет назад в Иерусалимском храме г. Воскресенска был собран замечательный певческий коллектив под управлением Марии Асташовой. В его составе заслуженный артист РФ с красивейшим голосом, глубоким басом Анатолий Константинович Образцов. В своей творческой деятельности он работал в Государственной академической хоровой капелле России имени А.А. Юрлова, в симфонической капелле России и в других творческих коллективах. О своём призвании в музыке заслуженный артист РФ рассказал в интервью.

Анатолий Константинович, расскажите, откуда вы родом?

Я родился в городе Ступино. Отец по профессии рабочий, мама служащая. Они переехали из столицы в Подмосковье, как тогда назывался на 101-й километр.

Мои предки известные люди – это мой дядя Сергей Владимирович Образцов, директор кукольного театра, который носит теперь его имя. В честь деда академика Владимира Николаевича Образцова названа улица в Москве.

Дядя звал работать в театр, но я не представлял себя за кулисами. Разве сравнить с выступлением перед публикой – вышел на сцену, вот он я, а там меня не видно.

Как все советские дети, учился в школе, потом в училище. После поступил в коломенское артиллерийское училище. Я офицер запаса, но так получилось, что служить не стал.

Когда вы делали первые шаги в музыке?

Петь начал рано. Выступал в детском саду, а также дома устраивал концерты – весь подъезд слушал.

Учился в музыкальной школе по классу баяна и виолончели. Родителям приходилось меня заставлять. Первые годы было учиться интересно, потом надоело. Из-под палки закончил школу.

Профессиональной артистической деятельностью стал заниматься очень поздно. Работал учителем пения в школе. Потом завучем и преподавателем в ДМШ. Одно время был даже заведующим отделом культуры Ступинского района. После этого пришло понимание, что надо самому заниматься музыкой.

Прошел по конкурсу в Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Российской армии, был на прослушивании у самого Александра Васильевича Александрова. Но меня не взяли из-за того, что должность офицера была занята.

Потом пел в Государственной академической хоровой капелле России имени А.А. Юрлова. Затем продолжительное время работал в симфонической капелле России, которой руководил В. К. Полянский. Там проработал почти 15 лет. И оттуда ушел в сольную деятельность – работал в филармонии, театре. До самой пенсии был солистом.

В храме пою давно, больше полувека. Мне посчастливилось петь с 5 или 6 патриархами: с Алексием I, Пименом, Алексием II, Кириллом.

С патриархом всея Руси Кириллом был знаком ещё в Смоленске, когда тот был епископом Смоленского храма. С солисткой Ириной Архиповой делали запись для диска «Всенощное бдение  С.В. Рахманинова. 

Пел на службах с патриархом Сербским Иринеем в монастыре Святого Наума города Охрида во время фестиваля. На богослужении исполнял «Жертва вечерняя» П. Чеснокова и другие произведения, ну и сами песнопения.

Пел с Патриархом Всея Грузии Илией II, также много раз с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Анатолий Константинович, расскажите об особом этапе жизни, когда стали петь в хоре Иерусалимского храма.

Я пел в хоре храма, расположенном в Щурово. После реорганизации коллектив сократили до квартета. Для меня это уже не хор, а совсем другое исполнение духовных произведений.

После ухода приглашали в разные хоры. Принял приглашение петь в главном городском соборе Воскресенска. Три года пою здесь.

Существуют ли для вас произведения трудные в техническом  исполнении?

Для баса довольно трудно петь Россини, потому что там много колоратуры и высокой тесситуры.Дело в том, что в Европе басы ближе к баритону, поэтому они всю колоратуру выпевают. Для нас труднее. Хотя справлялся – пел ни одну оперу Россини. В «Золушке» исполнял очень трудную партию колоратурного баса Алидоро.

Духовные произведения для меня не представляют технически большой сложности, но так просто с налёту не пою. Я должен обязательно пропустить через себя произведение. Работаю от текста. Слушатель должен понять, о чем пою. Особенно в церкви текст очень важен. Люди молятся, а я не должен мешать своим пением – я им должен помогать. Вот это и есть задача церковного певца.

Дело в природных данных, но и сам много работал над вокалом, прорабатывал технику. Если чувствовал, что неудобно петь, значит, неправильно делал. Искал – нашёл.

Был ли для вас Шаляпин примером для подражания?

На Шаляпине учиться нельзя! Он великолепный, уникальный, потрясающйи артист, но, в его исполнении, как вокалиста много спорного. При этом у него красивейший голос.

А вы знаете, что Шаляпина не взяли петь в церковь? Он поступал вместе с Максимом Горьким.

У Горького – шикарный бас, у Шаляпина – баритон. Они пошли прослушиваться в храм. Горького взяли, а Шаляпина нет, Сказали, что петь не умеет.

Фёдор Иванович переживал из-за этого. Продолжал петь духовные песнопения вне церкви, но певчим его так и не взяли.

Как относитесь к тому, что теперь вам не рукоплещет зал, а прихожане слышат вас, но не видят?

Я не люблю выпячиваться, человек скромный в этом плане. Это же не важно: видят ли меня прихожане или нет. Главное, чтобы это им нравилось, чтобы не мешало разговору с Богом.

Что вы вкладываете в слова «не мешать молиться»?

Некоторые произведения отвлекают верующих от молитвы. Среди духовной музыки есть и не очень удачные. Поэтому благодарен настоятелю Иерусалимского храма протоиерею Сергию Якимову. Он тонко чувствует грань допустимого.

Когда поёте, сосредоточены только на исполнении духовных песнопений?

 Да, однозначно. Я должен посмотреть текст. Если предстоит спеть сольное произведение, очень быстро почти мгновенно вспоминаю, как донести, спеть душой, не только голосом. Здесь очень важно думать, петь головой и сердцем.

Хор характерен тем, что необязательно петь громко всё произведение, а наполовину, чтобы не выделяться. У меня все-таки голос яркий. Поэтому частенько даже убираюсь.

Как проводите время вне церкви?

В свободное время обрабатываю музыку, транспонирую. Сейчас переложил для баса итальянские и неаполитанские песни. Они же преимущественно написаны для тенора, теперь их смогут исполнять и басы.

Иногда приходится полностью переделывать фортепианный аккомпанемент. Мной созданы хоровые обработки, которые исполняют профессиональные коллективы.

Евгения Палеткина специально для Воскресенского благочиния

 

Обратная связь